Новая асадора NHK рассказывает историю японской «королевы буги-вуги»29.10.2023
| |
На японском телевидении по утрам показывают дораму – точнее, асадору. «Асадора» – это сочетание «аса» (утро) и «дорама». Именно так в просторечии называют дораму с 15-минутными сериями, которые выходят на NHK по будням с 7:30 до 7:45 (затем пять серий недели снова показываются по субботам с 9:25 до 10:40). Учитывая формат, за этими фрагментами исторической дорамы особенно легко следить, и с момента первого выхода в эфир в 1961 году асадора стала важным средством информирования широкой телевизионной аудитории о жизни относительно неизвестных пионеров эпохи Мэйдзи, Тайсё и Сёва, многие из которых были женщинами. Одним из самых известных произведений первого поколения асадоры является «Охана-хан» (1966-67) с участием актрисы Касиямы Фумиэ. Эта эпопея о молодой женщине, родившейся в эпоху Мэйдзи (1868-1912), которой пришлось пережить многочисленные трудности, привлекла к экранам добрую половину домохозяйств Японии. Два десятилетия спустя сериал «Осин» (1983-84) прошел с несколько схожей сюжетной линии в ошеломляющих 297 эпизодах. Впоследствии «Осин» стал первым международным успехом Японии. Его показали с субтитрами в 68 странах. Несмотря на то, что в 2000-х годах асадоры пережили некоторый спад, рейтинг сериалов по-прежнему приближался к 20%. Самой последней асадорой, выходившей с апреля по сентябрь, был «Ранман». Это история жизни Макино Томитаро, «отца японской ботаники». Однако, начиная со 2 октября, основное внимание уделено музыке, поскольку новый сериал «Буги-вуги» посвящен Ханаде Судзуко, молодой женщине, мечтающей стать певицей. Прототипом персонажа, которого сыграла актриса Сюри, является Касаги Сидзуко, «королева буги-вуги». Выбор Сюри на главную роль интересен, поскольку она сама является дочерью королевы шоу-бизнеса. Отец Сюри – певец и актер Мидзутани Ютака, а мать – Ран Ито, лидер популярной айдол-группы 1970-х Candies. Главную мужскую роль в дораме играет бывший участник SMAP Кусанаги Цуёси. Его персонаж – наставник, сторонник и близкий друг Судзуко Хатори Дзэнити, прототипом которого является композитор Хаттори Рёити. Касаги Сидзуко – одна из самых известных личностей, представленных в библиотеке асадоры, поэтому интересно посмотреть, как режиссер Адати Шин передаст события, которые сформировали жизнь этой выдающейся певицы, в виде дорамы. Еще одной причиной посмотреть дораму является аранжировка песен Касаги Сидзуко под влиянием джаза Хаттори Такаюки, внука Хаттори Рёити. Многие музыковеды считают Хаттори-младшего лучшим композитором популярной музыки в Японии, а его огромное творчество стало предметом многочисленных книг и академических исследований. Примечателен также музыкальный каталог Хаттори-старшего, который часто упоминается как человек, сыгравший решающую роль в том, чтобы поддержать жителей Японии, пытающихся оправиться от разрушений Второй мировой войны. Хотя только самая известная песня Касаги Сидзуко – «Tokyo Boogie-Wugie» – известна сегодня более молодой аудитории (в основном благодаря кавер-версиям), в послевоенную эпоху ее имя было нарицательным, и ее жизнь и карьера должны быть знакомы большинству женщин, которые смотрят асадоры (и в основном пенсионерок). Детство и юностьЕще до войны Касаги Сидзуко открывала новые горизонты для женщин. Как и многие джазовые певицы в других странах, она выросла в страданиях и нашла спасение в песнях. Камэй Сидзуко родилась 25 августа 1914 года в сельской местности Сикоку как незаконнорожденная дочь 17-летней наследницы землевладельческой семьи. Она была удочерена подругой своей матери-подростка в Осаке. Увлеченная танцовщица и певица, юная Сидзуко стала участницей Osaka Shochiku Shojo Kagekidan (OSK), конкурирующей с женской танцевально-развлекательной труппой Takarazuka. В дораме NHK OSK появляются под названием USK, причем вымышленные имена даны всем главным действующим лицам в жизни Сидзуко, включая трех других танцовщиц и певиц OSK – Акидзуки Эмико, Мисудзу Асе и Асуке Акико. Все они были вовлечены в то, что впоследствии станет известно как «момоиро сёги» («розовый спор»). Это была забастовка за улучшение условий труда, организованная в июле 1933 года членами SSK (токийского отделения труппы) в развлекательном районе Асакуса. Акция солидарности филиала в Осаке будет включала драматическую поездку на поезде поздно ночью на священную гору Коя в префектуре Вакаяма. Там танцовщицы OSK забаррикадировались в храме Конгобудзи и обратились за поддержкой к священникам и монахам. Будет интересно посмотреть, как Адати Шин покажет это легендарное довоенное мероприятие. Репрессии военного времениКасаги Сидзуко добилась большого успеха в апреле 1938 года, когда OSK выбрали ее в труппу варьете театра «Shochiku Gakugeki-dan». Затем она познакомилась с Хаттори, в то время многообещающим композитором, который вскоре обратил внимание на мощный голос миниатюрной певицы и ее неукротимый стиль танца. Через несколько месяцев Хаттори пришел к выводу, что среди японских вокалисток певица с кансайским акцентом лучше всего подходит для воплощения его мечты о создании японской версии американского стиля свинг-джаз, который быстро завоевывал популярность в музыкальной индустрии Японии. Именно в эти годы Касаги получила возможность развиваться под руководством не только Хаттори, но и некоторых из самых талантливых театральных режиссеров, хореографов, комиков и музыкантов той эпохи. В уютной обстановке впечатляющего нового Императорского театра артисты «Shochiku Gakugeki-dan», в том числе очень талантливые чечеточники в роскошных костюмах, создали целый ряд впечатляющих и новаторских музыкальных постановок. К сожалению, ни одно из этих выступлений никогда не было записано, и режиссеру и его сотрудникам будет непросто воссоздать их на основе ограниченного количества фотографий. В 1939 году, вдохновленный своей новой музой, Хаттори сочинил «Rappa to Musume» («Труба и девушка») для Касаги, поощряя ее скэт (вид импровизированного джазового вокализа с использованием бессмысленных слов, слогов или отдельных звуков). Эта запись станет первым примером такого стиля в истории японской музыки и рассматривается как лучшая джазовая запись довоенной эпохи. В последующие два года у нее было множество других хитов, таких как «Sentimental Dinah» и «St. Louis Blues». К 1940 году политическая идеология военного времени была в полном разгаре, что привело к правительственным репрессиям в отношении того, что считалось декадентским западным джазом. Это пустило под откос карьеры Касаги и Хаттори. Действительно, власти особо выделили Касаги. Она получила указания от полиции не двигаться на сцене и стоять не дальше чем в 90 сантиметрах от ее микрофона, а также избегать исполнения чего-либо, что можно было бы счесть западным. Ее реакцией на то, что фактически привело к отмене всего ее имиджа как певицы, было то, что в годы войны она сидела на корточках, неохотно исполняя патриотические или традиционные народные песни для рабочих на заводах. Единственным светлым пятном в этот период жизни Касаги, когда ее брат погиб на войне, были неожиданные отношения с поклонником. Студент Университета Васэда Ёсимото Эйсукэ был на девять лет младше Сидзуко. Он был старшим сыном Ёсимото Сэй, вдовы основателя базирующегося в Осаке (и до сих пор активно работающего) Агентства развлечений Ёсимото Когё. Неудивительно, что этим отношениям воспротивилась могущественная мать Эйсукэ. Несмотря на многочисленные трудности послевоенного периода, Касаги Сидзуко позже назовет это короткое время, проведенное со своим возлюбленным, самым счастливым в своей жизни. И когда ее карьера начала возрождаться, в октябре 1946 года она забеременела. Однако счастью пары был положен жестокий конец, когда Эйсукэ серьезно заболел туберкулезом и умер всего за несколько недель до рождения их дочери Эйко. Находясь в депрессии и став матерью-одиночкой, Касаги Сидзуко подумывала об уходе из шоу-бизнеса и дошла до того, что объявила о своей решимости посвятить все свое время воспитанию дочери. К счастью для истории японской музыки, Хаттори и другие побудили ее продолжить карьеру. В 1947 году Хаттори подарил певице свое новейшее творение – песню, написанную специально для нее. Записанная в январе 1948 года, быстрая и оптимистичная песня «Tokyo Boogie-Wugie» стала хитом. В следующем году, в течение которого Касаги появилась и спела в нескольких фильмах, она стала, пожалуй, самой широко известной певицей в стране. Благодаря ее энергичным и вызывающим выступлениям женщины увидели в ней фигуру, способную понять лишения послевоенного мира: бездомность, болезни, ежедневную борьбу и унижения в попытках найти еду и одежду на черном рынке. Среди ее самых преданных поклонников было также многочисленное токийское сообщество секс-работниц. Послевоенное наследиеУспех Касаги Сидзуко также укрепил статус Хаттори как главного композитора послевоенной Японии. С 1948 по 1950 годы он неустанно трудился, чтобы подарить своей музе множество джазовых композиций, которые в сочетании с ее вокалом и яркими танцами идеально соответствовали настроению страны. В него входит песня 1948 года «Jungle Boogie», которую она исполнила в фильме Акиры Куросавы «Пьяный ангел» 1948 года. Затем последовала песня 1950 года «Kaimono Boogie» («Буги-шопинг»), исполняемая на осакском диалекте как ода волнению от возможности снова совершать ежедневные покупки в торговых рядах. Ее выступления и реакция на них также предоставили Касаги средства, с помощью которых она могла справиться со своим личным горем, что стало ключом к достижению беспрецедентного статуса матери-одиночки, олицетворяющей упорство, решительность и стойкость женщин ее поколения. Музыкальный стиль Касаги быстро породил и подражателей. К 1952 году ее все больше затмевала детская звезда Мисора Хибари (Касуги некоторое время была ее наставницей), которая вскоре станет главной исполнительницей Японии. Реакцией Касаги на это падение популярности стало переосмысление себя в качестве комедийной актрисы. Она появилась в нескольких фильмах вместе с комедийным гигантом Кэнъити Эномото, который был одним из ее самых больших сторонников. В середине 1950-х Касаги, которой тогда было за 40 и которая уже не была такой гибкой танцовщицей, как десять лет назад, по сути, ушла из музыки, сосредоточившись на кино и телевидении, одновременно воспитывая дочь. Хотя ее ролей становилось все меньше, она смогла поднять свою пошатнувшуюся карьеру в 1970-х годах, когда получила работу в жюри популярного телевизионного шоу певцов и главную роль в серии рекламных роликов мыла. Ко времени ее смерти от рака молочной железы в 1985 году карьера Касаги Сидзуко как певицы была в значительной степени неизвестна тем, кто родился в 1950-х и 60-х годах. За годы, прошедшие после ее ухода, о ее жизни вспоминали в виде сборников компакт-дисков и телевизионных сериалов, а также успешных сценических мюзиклов. Хотя невероятный успех Касаги Сидзуко уже прочно закреплен в японской популярной культуре, сериал NHK, похоже, выведет историю ее жизни на новый уровень. Одно только объявление об асадоре побудило двух ведущих японских писателей в области поп-культуры, Сато Тосиаки и Вадзиму Юсукэ, опубликовать книги о ее жизни. Очевидно, что «Буги-вуги» – это развлекательный сериал, рассчитанный на широкую аудиторию, но он может показать способность японских женщин в довоенных и послевоенных условиях переосмысливать и перестраивать себя. Дорогие читатели. На тот случай, если в данной статье упоминается сеть Instagram или Facebook или содержатся ссылки на посты в данных социальных сетях, то в соответствии с российским законодательством мы обязаны информировать вас, что компания META Platforms Inc., которой принадлежат эти соцсети, признана экстремистской и ее деятельность на территории России запрещена. Прислать свою новость или сообщение о предстоящем мероприятии/событии вы можете здесь. Наши соцсети: Телеграм, Яндекс.Дзен, VK, Твиттер |
|
Категория: Дорамы и фильмы | Просмотров: 721 | |
|