Глобальные амбиции J-pop стали ближе к реальности в 2023 году

01.02.2024

Глобальные амбиции J-pop стали ближе к реальности в 2023 году

История J-pop в 2023 году была сосредоточена на прошлом, а именно на скандале вокруг Johnny & Associates и его основателе Джонни Китагаве, которого бывшие артисты агентства обвинили в сексуальном насилии. Это стало главной темой прошлого года из мира японского шоу-бизнеса. Тем не менее, 12 месяцев 2023 года подарили и новое поколение артистов, которые не только укрепили свои позиции в качестве ведущих поп-исполнителей страны, но и продемонстрировали новые образы.

Образ J-pop, который существовал в 1990-х и большей части XXI века, когда такое крупное агентство, как Johnny's, могло поигрывать мускулами, а большинство компаний с опаской относились к интернету, пришел конец. В результате на зарубежных рынках появились новые возможности для японских артистов. Международный интерес к японским артистам растет. В июле американская информационная и исследовательская компания Luminate опубликовала свой отчет за середину года. В нем японской музыке была посвящена целая страница, подчеркивающая, как быстро она растет во всем мире.

Но необязательно читать отчет, чтобы знать об этом. Все, что нужно сделать, это проверить чарты, просмотры на YouTube, составы артистов на фестивалях и общую онлайн-болтовню. Благодаря легкодоступности работ молодых исполнителей, более широкому признанию благодаря связям с аниме-сериалами и фильмами (бесспорные короли мягкой силы) и уникальной звуковой палитре японская музыка завоевала больше популярности за рубежом, чем когда-либо прежде. 

Дело больше не в том, сможет ли J-pop работать на международном уровне, а скорее в том, как он будет выглядеть и звучать в будущем, поскольку продолжает набирает популярность.

Движения айдола

Если определять конкретную точку опоры для J-pop за последнее десятилетие, это была бы песня «Idol», выпущенная дуэтом YOASOBI в апреле. Она, бесспорно, является песней года в Японии, которая получила огромный толчок в качестве вступительной темы к популярному аниме «Звездное дитя». Осенью песня доминировала в рейтингах стриминга и удерживала первую строчку в чарте Billboard Japan's Hot 100 в течение 21 недели подряд, установив новый рекорд.

Но можно проигнорировать все эти данные и все равно прийти к тому же выводу: песня «Idol» – это настоящий хит. «Idol» послужила темой для бесконечных TikTok, вдохновила на многие каверы на YouTube, звучала на телевидении и школьных фестивалях. В Японии «Idol» на данный момент является самым большим хитом 2020-х, но он может быть еще более впечатляющим как настоящий международный прорыв современного J-pop.

YOASOBI вошли в историю в июне, став первой японской группой, возглавившей глобальный чарт Billboard (за исключением США), прежде чем занять 1-е место в мире на Apple Music и YouTube. Согласно информации, опубликованной Apple Music, «Idol» заняла седьмое место среди самых популярных песен года.

«Idol» YOASOBI – самая популярная песня в мире по запросам Google в 2023 году

Однако эти достижения не появились из ниоткуда. «Idol» представляет собой точку пересечения множества тенденций в японской музыке, ставших заметными за последние полвека. Она привязана к популярному во всем мире аниме, привлекая внимание чрезвычайно успешного рынка. Это первое цифровое предложение, отражающее изменения в индустрии J-pop, и может похвастаться звуковой палитрой, непохожей ни на что другое, происходящее в настоящее время в поп-музыке по всему миру.

К концу 2023 года YOASOBI на волне «Idol» выступили на международных фестивалях в Индонезии, Гонконге и Соединенных Штатах, а на начало 2024 года запланирован их большой тур по Азии.

Готовы к шоу

Однако YOASOBI не единственный игрок на J-pop сцене этого года. 23-летний артист imase продолжал появляться в самых неожиданных местах на протяжении всего 2023 года. За год до этого его песня «Night Dancer» стала трендом TikTok в Японии. Но к началу 2023 года она завоевала поклонников и за рубежом. «Night Dancer» нашла аудиторию, в частности, в Южной Корее, где она стала первой японской песней, попавшей в чарт Melon Top 100 Song.

Это привело к тому, что imase стал послом поп-музыки между двумя странами. Он выступал в Сеуле, давал интервью южнокорейским СМИ, работал с K-pop группой LE SSERAFIM и даже выступил на MAMA Awards 2023, ежегодном мероприятии, на котором блистает южнокорейская музыкальная индустрия.

Одна из самых серьезных проблем, с которыми столкнулась японская музыка во второй половине предыдущего десятилетия, заключалась в том, как превратить глобальный интерес к отдельным трекам в более глубокую связь с артистами, которые их написали. Никто не ожидал, что у imase получится это. Но он был не одинок. Такие японские артисты, как Соси Сакияма, Тацуя Китани и millet, завоевали международную известность. Вирусные тенденции превратили молодые имена, такие, как Юка, Санхи и ChoQMay, в «тех, на кого стоит обратить внимание». Постоянное увлечение вокалоидами помогло превратить хит Сиины Моты «Young Girl A» в интернет-хит спустя десятилетие после его выхода в 2013 году. А песня «Ehamic» с синтезированным вокалом Хацунэ Мику необъяснимым образом появилась в фильме Marvel «Стражи Галактики. Часть 3».

Такие рок-исполнители, как Chai и Хару Нэмури, продолжали привлекать поклонников и проводить успешные туры. Именно в этом году Spotify Japan дебютировала со своим плейлистом «Gacha Pop», что стало признанием того, как японская музыка распространяется по миру.

Возможно, достаточно просто найти способ проникнуть в алгоритм Spotify, чтобы слушатели сделались их фанатами. В отчете Luminate, в котором подчеркивался глобальный подъем J-pop, также особо выделялись три исполнителя: YOASOBI, Фудзи Кадзе (который гастролировал по Азии и продолжал выпускать хорошо принятые песни в этом году) и Ado (которая объявила о своем первом мировом туре в первом квартале 2024 года, и чей гроулинг «Show» стал крупнейшим J-pop-хитом осени). Все трое добились успеха с песнями и превратились в начинающих игроков на мировой сцене со своим собственным звучанием.

Мир зовет

6 августа ознаменовалось важным моментом в выходе J-pop за рубеж: три артиста выступили в Лос-Анджелесе на Head in the Clouds 2023, ежегодном фестивале, организованном азиатским лейблом и агентством 88 Rising. Одним из них были YOASOBI, а также два коллектива, предлагающие радикально разные методы подхода к миру: XG и Atarashii Gakko!

Billboard: «Может ли японская женская группа XG сделать X-POP следующим K-POP?»

XG – японская женская группа из семи участниц, созданная совместно Avex и южнокорейским продюсером Jakops. Цель проекта – привлечь японские таланты и обучить их с помощью метода K-pop, приведя их в большее соответствие с современными музыкальными тенденциями. Тем не менее, XG не одобряют тэги J-pop и K-pop, вместо этого выбирая свой собственный тэг – X-pop. Группа поет на английском, она стала первой японской группой, вошедшей в ТОП-40 американского чарта поп-радио с альбомом «Left Right». XG не имеет границ.

Песни квартета Atarashii Gakko! почти полностью написаны на японском языке, а их клипы наполнены отсылками к японской поп-культуре. Участницы группы постоянно носят школьную форму в стиле морячек. Музыка группы разлетается во множестве направлений, никогда не останавливаясь на каком-то одном звучании. Они объединяют множество стилей в суматошную поп-смесь. В этом году они добились вирусного успеха в Японии и за рубежом с песней 2020 года «Otona Blue», отсылкой к эре Сёва с проделками поколения Z.

Оба подхода могут существовать и действительно существуют в глобальной экосистеме поп-музыки. Atarashii Gakko! прошлой осенью гастролировали по Северной Америке, в то время как XG готовят гастроли в этом году. Тем не менее, поскольку японская музыка готовится к еще более масштабному 2024 году, отдельные пути создают интересный контраст в том, как добиться успеха за границей. Принимаете ли вы глобализацию и придерживаетесь ли как можно более широких взглядов? Или ты погружаешься в особенности того места, откуда ты родом?

2024 год станет важным годом для J-pop артистов, но все началось в 2023 году, когда стало ясно, что наконец-то наступила новая эра японской музыки.

Источник

* * *

Дорогие читатели. На тот случай, если в данной статье упоминается сеть Instagram или Facebook или содержатся ссылки на посты в данных социальных сетях, то в соответствии с российским законодательством мы обязаны информировать вас, что компания META Platforms Inc., которой принадлежат эти соцсети, признана экстремистской и ее деятельность на территории России запрещена.

Прислать свою новость или сообщение о предстоящем мероприятии/событии вы можете здесь.

Наши соцсети: Телеграм @fanasiaru, Яндекс.Дзен, группа в VK @fanasiavk, Твиттер @FanAsiaOfficial

Категория: Статьи | Просмотров: 328 | Добавил: Editor