Творческий путь Макото Синкая20.09.2024
| ||
У каждого человека есть фильмы, оставившие память на всю жизнь. И если мы возьмём аниме-индустрию, то именно творения Макото Синкая, по мнению зрителей, стали незабываемыми шедеврами. Об этом говорят и цифры: в 2017 году аниме «Твоё имя» стало рекордсменом по сборам, собрав почти 400 миллионов долларов. Сегодня мы взглянем на творческий путь Макото Синкая, чтобы разобраться в причинах его успеха. Вы узнаете историю того, как он смог стать настоящим мастером анимации, способным растрогать сердце любого зрителя. Статья ниже подготовлена совместно с киноканалом FAN. Макото Синкай: дорама «Гоблин» вдохновила меня на новое аниме Макото Синкай родился в 1973 году. Синкай – это псевдоним, который он использует для аниме-индустрии, его настоящая фамилия – Ниицу. В 1992 году Макото поступил в университет по специальности «Современная японская литература». После окончания бакалавриата он пошёл работать в игровую компанию Falcom, где исполнял обязанности графического дизайнера. Об этом периоде он рассказывает так: «Когда я был ребёнком, то у меня не было представления о работе аниматора. Я никогда не мечтал о том, чтобы стать режиссёром аниме. Когда мне надо было искать работу, то у меня не было представления о том, чем я буду заниматься. Я пытался устроиться в самые разные компании. Единственная фирма, которая меня наняла, работала над компьютерными играми. Я любил рисовать и стал графическим дизайнером. На тот момент природа игр начала меняться. К примеру, можно было увидеть высокобюджетный ролик в качестве начальной заставки. После работы на игровую компанию меня заинтересовал кинематограф и создание фильмов. Вместо того чтобы рисовать ролики для игр, я хотел делать их для себя. И я начал создавать собственные работы в свободное время». Ранние работы, короткометражкиИзначально аудитория короткометражек состояла из небольшой группы коллег и знакомых Макото Синкая. Однако его второй короткометражный фильм «Она и её кот» добился победы на фестивале DoGa CG Contest, что привлекло внимание компании Comix Wave. Короткометражка повествует о жизни девушки и её кота Чоби в течение года. Весной Чоби влюбляется в свою хозяйку из-за её доброты и красоты. Летом у Чоби появляется девушка Мими, но он отказывает ей из-за своих чувств к хозяйке. Осенью девушка расстаётся со своим парнем, и Чоби её утешает. В конце истории, подводя итог фильму, кот и его хозяйка произносят фразу: «Мы, возможно, оба любим этот мир». Успех этой истории сподвиг Макото Синкая на новые свершения на поприще анимации. Его следующим проектом стал двадцатиминутный короткометражный фильм «Голос далекой звезды». Несмотря на небольшую поддержку от компании Comix Wave, он взял на себя практически всю работу, за исключением создания музыки. «Изначально желание снимать фильмы, несмотря ни на что, было моим единственным. Тогда я был молод, мне было чуть больше двадцати, и я мечтал о том, чтобы создавать произведения под своим собственным именем, а не под брендом компании. Наверное, я искал известности. Мне предложили: «Давайте работать вместе – мы постараемся выручить за эту работу деньги». И тогда я без долгих раздумий, где-то в мае 2001-го уволился из компании. Кажется, да, работал примерно до января. На это ушло семь месяцев. То есть активная работа над фильмом велась как раз в этот семимесячный период», – Макото Синкай. «Голос далёкой звезды» рассказывает меланхоличную историю о разлуке двух старшеклассников – девушке Микако и парне Нобору, любовь которых разделяет тысяча световых лет. Успех не заставил себя долго ждать, ибо, несмотря на все технические огрехи, зрителей покорила атмосфера разлуки двух влюблённых сердец в Sci-fi сеттинге. Начиная с «Голоса далёкой звезды» можно отчётливо увидеть три главные страсти Макото Синкая, которые проходят через всю его карьеру. Во-первых, это создание истории о драматичной юности, где влюблённые разделены временем, пространством или иными обстоятельствами. Во-вторых, желание реализовывать собственное видение самостоятельно. Синкай к каждому своему фильму в одиночку пишет сценарий и рисует раскадровку, а также делает аниматик. В-третьих, это одержимость детализацией и «атмосферностью» каждого кадра. Это достигается за счёт использования большего количества техник из игрового кинематографа: работе с освещением, цветом и камерой. Синкай так рассказывает о своём опыте: «При создании этого аниме [«Сад изящных слов»], чтобы приблизить его к реальности, мы делали фотографии локаций, как если бы мы снимали кино в живую. Используя этот материал как основу, мы создавали сцены повседневной жизни героев. Благодаря этому можно посмотреть на локацию с разных ракурсов. Создавая кадр, мы всегда помним о наличии в уме камеры, даже до того, как мы представляем, какой объектив мы используем. И именно благодаря этому создаётся целостность кадра». В 2002 году Макото Синкай устраивается работать в ComixWave на позицию режиссёра. Помимо создания собственных фильмов, Синкай также продолжил работать и в игровой индустрии, режиссируя заставки для игр студии Minori. Как пример, именно Синкай сделал опенинг для ef - a fairy tale of the two, одной из самых культовых визуальных новелл нулевых. НулевыеВ 2004 году выходит первый полнометражный мультфильм Синкая под названием «За облаками». В этот раз фильм повествует о любви в альтернативном мире, где Япония была разделена на оккупационные сферы влияния между США и Советским Союзом. Фильм рассказывает историю двух друзей детства, которые отдаляются друг от друга после исчезновения одноклассницы. Судьбы одноклассников вновь пересекаются, когда повышается политическая напряжённость из-за строительства загадочной башни на Хоккайдо, которая каким-то образом меняет реальность вокруг себя. Они осознают, что их пропавшая подруга может оказаться ключом к спасению мира. В первой полнометражной работе Макото Синкай смог реализовать размах, который был недоступен, когда он работал один. «Не знаю, получилось ли, но я хотел расширить масштабы в этом фильме. И поскольку увеличилось экранное время, я хотел, чтобы характеры стали глубже, особенно Хироки [Прим. Главный герой «За Облаками»]. Так что я включил и второстепенные элементы, например, [политическую] ситуацию в мире; взрослых, которые окружают героев. Я хотел, чтобы у фильма был контекст. Я хотел показать то, что не могу объяснить словами. И если кто-то почувствует то, что я хотел сказать, я буду счастлив», – Макото Синкай. И эту работу тоже ждал успех. Особенно, в Японии, где фильм был принят с большим энтузиазмом среди фанатов японского анимации. То же самое можно сказать и о самом «японском» аниме Синкая – «5 сантиметров в секунду», посвященному любви, которую разделяет расписание поездов. Однако, несмотря на это, Синкай, по его словам, подумал, что он сделал всё, что мог на режиссёрском поприще. После этого его продюсер, Коитиро Ито, с которым он работал ещё с «Голоса далёкой звезды», предложил Синкаю отправиться в Великобританию и попробовать найти вдохновение там. Результатом этой поездки стало аниме «Ловцы забытых голосов». Эта фэнтэзийная история рассказывает о девочке по имени Асуна, которая живет тихой и уединенной жизнью в маленьком сельском городке. Она проводит свое свободное время, слушая музыку, которая звучит из хрустального радиоприемника, оставленного покойным отцом героини. Однажды Асуна встречает таинственного мальчика по имени Шун, который спасает ее от страшного существа. Шун родом из мистической страны под названием Агарта, скрытого подземного мира, населенного фантастическими существами. После их короткой встречи Шун исчезает, оставляя у Асуны больше вопросов, чем ответов. Преисполненная решимости раскрыть секреты Агарты и найти Шуна, Асуна отправляется в путешествие с вместе с учителем Морисаки, у которого есть собственные мотивы для путешествия в Агарту. Этот фильм считается не самым удачным в карьере Макото Синкая. Зрители и критики отмечают его вторичность, а также видят в этом фильме попытку отдать дань уважения фильмам Хаяо Миядзаки, где заимствования мешают Синкаю рассказать уникальную историю. Однако спустя 2 месяца после выхода «Ловцов забытых голосов» произошёл катаклизм, которое напрямую повлиял на дальнейшее творчество режиссера. Землетрясение 2011 года стало тем событием, которое Синкай осмыслял в дальнейшем прямо или косвенно. Этот мотив можно увидеть в трёх его последующих фильмах: «Твоём имени», «Дитя погоды» и «Судзумэ, закрывающая двери». И именно эти фильмы станут мировыми хитами, завоевав сердца зрителей по всему миру. Успех в 2010-хОднако перед этим его увлекала другая идея. В конце 2012-го Синкай анонсировал свой новый фильм – «Сад изящных слов». Презентуя картину, Синкай написал на своём сайте, что это первый раз, когда он собирается делать «любовную» историю в традиционном для японца понимании. Денотат любви, то есть смысл слова «любовь», существовал в японском языке задолго до того, как в нём появился знак, чтобы его записать. Термин, который описывает японский язык, до того, как у него появилась письменность, звучит как: «Яматокотоба» [大和言葉], то есть в буквальном переводе «Японские слова». В то время слово «Любовь» имело смысл: «Одинокой грусти» [恋] (кои). Более того, как считает Синкай, современное слово «любовь», [愛] (аи) имеет более западный оттенок. Именно «любовь с оттенком грусти и одиночества» – это центральная тема в «Саде изящных слов». Стоит сказать, что само решение создать фильм всего на 50 минут было продиктовано идеей сделать его доступным для всех. «Когда мы планировали это аниме, то мы предполагали, что оно будет на 46 минут. Вот почему я подумывал о том, чтобы выпустить эту работу не в кинотеатрах, а онлайн, чтобы люди могли смотреть ее на экранах планшетов и телевизоров, близко к глазам. Также у меня была концепция, согласно которой я хотел удивить людей, заставить их подумать: «Мой экран действительно настолько хорош?», смотря фильм в высокой четкости [пикселей]. Двухчасовой фильм может быть слишком длинным для просмотра на планшете, а такая продолжительность достаточно комфортна для глаз. Я хотел, чтобы все посмотрели его в обстановке, наиболее удобной для людей в наше время. Я уверен, что эта работа оставит положительные впечатления после ее просмотра. И если это так, то не лучше ли рассказать хорошую историю коротко?» – Макото Синкай. Однако следующий фильм планировался более грандиозным. Ещё на этапе написания сценария к «Твоему Имени» Синкай задумал что-то принципиально новое, чего он до этого не делал. В начале он хотел сделать упор на переплетения временных линий, однако, в конечном итоге, сделал выбор в пользу комедии и энергичного повествования. Что любопытно, Синкай не раз отмечал, что решение сделать фильм таким – это не маркетинговый расчёт, а эксперимент и вызов для самого себя. «Логика, стоящая за этим решением [сделать фильм более энергичным], заключалась в том, чтобы угодить моей целевой аудитории, которой были подростки, люди моложе 20 лет. Я думаю, вы все можете понять это, но у многих представителей молодого поколения под рукой так много информации... Я хотел создать фильм, который не дал бы им возможности отвлечься от повествования. Вот почему я скомпоновал большое количество информации в короткий промежуток времени, чтобы они даже не успели вытащить свой телефон и попытаться пообщаться со своими друзьями или что там ещё дети делают с телефоном в наши дни», – Макото Синкай. Почти сразу же «Твоё Имя» стало мировым хитом благодаря отличной постановке и захватывающий истории. Даже известный продюсер студии Ghibli, Тосио Судзуки, высоко отметил успех Макото Синкая, сказав: «Высокое осеннее небо, которым, кажется, можно дышать, меня особенно впечатлило». Суммарные сборы картины составили 380 миллионов долларов, и, по сути, заново открыли мир аниме западному зрителю. Следствием этого стал интерес стриминговых сервисов и медиагигантов к японской анимации, которые начали не только покупать лицензии на готовую продукцию, но также спонсировать производство новых аниме. Таким образом, Синкай обогатил не только членов производственного комитета, но и всю индустрию в целом. Но железо куётся, пока горячо. Следующей темой для Синкая стало глобальное потепление и его последствия для Японии. Сюжет фильма «Дитя погоды» рассказывает о Ходаке Морисиме, старшекласснике из маленького островного городка, который отправляется в Токио, надеясь на лучшее будущее. Но жизнь в большом городе оказывается гораздо сложнее, чем он предполагал. Вскоре после переезда у героя заканчиваются деньги, и он вынужден искать способы выжить. Однако, когда он устраивается на подработку в необычный журнал, специализирующийся на расследовании сверхъестественных явлений, его жизнь начинает меняться не только из-за улучшения финансового положения. Он замечает загадочные явления – бесконечные дожди, которые обрушиваются на Токио, превращая его в мрачный и угрюмый город. В этот момент судьба сводит Ходаку с загадочной девушкой по имени Хина. Она обладает удивительной способностью контролировать погоду: разгонять тучи и останавливать дождь. Ходака узнает о её способности и решает помочь ей использовать этот дар на благо города, надеясь также разгадать тайны, скрывающиеся за этим необъяснимым явлением. В этот раз новый фильм получил смешанные отзывы: зрители хвалили отличную постановку, однако, по мнению критиков, темп истории в конце проседал. Также, многих смутила концовка, которая, по мнению Синкая должна была произвести другое впечатление: «Итак, взрослые злились из-за финала, что было предсказуемо. Так что я не был сильно удивлен. Что меня удивило, так это то, что было меньше молодых людей, которые были недовольны концовкой. Я подумал, что, может быть, одна половина будет в ярости, а другая в восторге, но в итоге больше половины полюбила эту концовку. Это было удивительно, но в то же время немного разочаровывающе, потому что я хотел, чтобы у людей не было единого мнения. Я был немного разочарован в себе из-за того, что не смог создать эту дискуссию», – Макото Синкай. И вот, мы пришли к его недавнему фильму «Судзумэ, закрывающая двери». В этот раз произведение ещё сильнее проникнуто темой природных катаклизмов. В сущности, это история девушки, которая отправляется в путешествие, чтобы преодолеть свою глубоко укоренившуюся травму, объединяющую её со значительной частью Японии. Главная героиня пережила землетрясение в 2011 году. При этом главные локации фильма – это места, которые в той или иной степени пострадали из-за катаклизмов. «Что касается Судзумэ, то все места, которые она посещает, – это районы, пострадавшие от стихийных бедствий. И я бы сказал, что даже некоторые японские зрители могут их не узнать.... Итак, как я представляю, руины в каждом районе показывают собой раны страны. Но в то же время Судзумэ может пройти каждую из них и закрыть там дверь, в некотором роде она мысленно закрывает их для себя, что, я думаю, способствует преодолению [травмы] и роста личности в сторону будущего», – Макото Синкай. В целом, «Судзумэ, закрывающая двери» – прекрасный фильм. История детально проработана, там действуют замечательные персонажи, способные вызвать смех и слезы. Фильм затрагивает вопросы смирения с потерей и умения принимать людей в свою жизнь. Как обычно визуальная сторона невероятна. Однако есть один недостаток – структура произведения слишком сильно похожа на «Твоё имя» и «Дитя погоды», что делает его сюжет более предсказуемым. Тем не менее эта картина займёт прочное место в фильмографии Макото Синкая как выдающаяся работа. Итак, мы прошлись по всем значимым работам Макото Синкая. И главный урок, который Синкай может преподать на своем примере, – нужно делать такое кино, которое было бы интересно прежде всего себе. Синкая всегда интересовали собственные творческие задачи, и та слава, обрушившаяся на него с «Твоего имени», лишь награда за тот путь, который он преодолел. После успеха его часто спрашивали о том, планировал ли он делать тот или иной фильм для широкой аудитории, вот как Макото Синкай отвечал: «Что касается моих фильмов, то я не думаю о глобальном рынке на ранних стадиях разработки. Я изо всех сил стараюсь создать что-то очень национальное и близкое мне. Показать места, где я живу и что я знаю. Я думаю об этом почти так же, как и о земле, на которой я стою. Я пытаюсь понять, как копнуть немного глубже, как мне эмоционально тронуть людей в моем окружении, которые, по сути, являются моей японской аудиторией. Опять же, я не пытаюсь сделать это по шаблону: «О, я должен добавить эти элементы, чтобы это нашло отклик у мировой публики». Я просто сосредотачиваюсь на местном, копаю всё глубже и глубже и в итоге нахожу то, что, как мне кажется, может найти общий язык с другими людьми. Но я сам не совсем уверен, почему зрители так реагируют на мои фильмы [смеется]». А насладиться такими шедеврами Макото Синкая, как «Твоё Имя» и «Дитя Погоды» можно на киноканале FAN! Подписывайтесь и смотрите любимые сериалы и фильмы на FAN!
|
Дорогие читатели. На тот случай, если в данной статье упоминается сеть Instagram или Facebook или содержатся ссылки на посты в данных социальных сетях, то в соответствии с российским законодательством мы обязаны информировать вас, что компания META Platforms Inc., которой принадлежат эти соцсети, признана экстремистской и ее деятельность на территории России запрещена.
Прислать свою новость или сообщение о предстоящем мероприятии/событии вы можете здесь.
Наши соцсети: Телеграм, Яндекс.Дзен, VK, Твиттер